СП МО. Н’Ти-еипрн
После войны руководство ВВС н Вооруженных Сил смоиш ознакомиться с материалами по проектам немецких составных самолетов н их боевому использованию. Однако, боевое применение одиночных самолетов-бомб. учитывая быстрый темп совершенствования средств ПВО. в перспективе не сулило каких-либо надежд. Только спустя годы к идее самолета-бомбы вернулись, но уже на качественно новом уровне.
В конце 1945 — начале 1946 годов по предложению Р. Г.Чачнкяна и Г Н Никольского был подготовлен проем Постановления ГКО об организации па базе ленинградского завода №23 ОКЬ-ЮО с опьнным заводом и летно-испытательной станцнеи. Специализацией ОКБ должно было сіать созьшие кор-
рсктнрусмых по ра ню авиабомб, радиоуправляемых н неуправляемых планирующих торпед.
В те же годы на базе образцов Т рофСИНО! о 1ІЄМСЦКОІ о управляемого оружия класса “воздух-поверхность” (“возду х-кораб ль)”. сохран нвшенея іехннческой документации воссоздавались и — создавались заново отечественные образцы планирующих бомб и самолетов-снарядов Некоторые их образны были приняты на вооружение *
Макет управляемой бомбы “Фриц — X”. найденный в институте DVL (Германия), был доставлен в СССР и изучался в лаборатории бомбардировочною вооружения (1945-1946 го ы).
С 1945 года начались испытания самолетов-снарядов “10" — оіечесг — венных аналогов немецких самолетов — снарядов Г-7, которые открыли послевоенные рабоїьі отечесі венных конструкюров по созданию самолет ов-снарядов н авиационных крылатых ракет класса “воздух-поверхность". Па базе снаряда “10Х” была создана н планирующая бомба с увеличенным до 1500 кг боевым зарядом, самолет-снаряд для вооружения дальних бомбардировщиков, самолет-снаряд с наземным стартом “ І0ХН". самолет-снаряд для вооружения кораблей ВМФ
Подобное “немецкое начало” было практически у всех классов управтясмых ракет различною назначения и у многих образцов оружия послевоенного выпуска и нс юлько в Советском Союзе.
Послевоенный революционный переход в авиации на реактивные
двигатсні, качественные изменения систем ПВО, а поз шее появтенне ядерного оружия привели к реализации разработок различных типов ударных БЛА нового поколения.
Создание ядерного оружия и отсутс і вис мощных и надежных средств доставки бо іьшой и межкон — пшентальнои дальности послужило Ю1ЧКОМ тля акінвнзацни работ в СССР и США по созданию бес — пи ютных самолетов-снарядов с днлміосі ыо полета вило и. до межконтинентальной. Разработки отечественных беспилотных ударных систем с наземным стартом осу- ществля інсь в нескольких конструкторских бюро, исследования везись и многочисленными НИИ. Работы велись по нескольким направлениям с безусловным использованием на беспилотных аппаратах реактивных и ракетных двні атслей.
На рубеже 1940-х — 1950-х годов отсутствие ракешых двигателей большой мощности не позволяло рассчитывать на получение та тайной дальности для баллистических снарядов. Высокий расход юн шва турбореактивными двигателями и уязвимость от средств ПВО нс позво — |ялн построить межконтинентальный снаряд, рассчщаннын па полет на высо ях менее 15000 м Основное внимание было уделено снарядам с рнконісі нрующен траекторией (после запуска на большую высоту с разреженной атмосферой снаряд рикошетировал вдоль плотной атмосферной оболочки) и снарядам, летящим на высотах бонес 20000 м н оснащенных маршевым прямоточным воздушно-реактивным дви-
Беспилотные летательные аппараты
гатслем. В результате работ с использованием отработанных в авиастроении технологий были созданы ударные комплексы, обеспечивавшие поражение на большой дальности площадных целей с известными координатами. Как в СССР, так и в США эти комплексы не получили широкого развития, а с принятием на вооружение в конце 1950-х годов межконтинентальных баллистических ракет работы по ним прекратились. Провести четкую грань между беспилотными ударными аппаратами и самолетами — снарядами, ставшими прообразом современных крылатых ракет, очень трудно. По всей видимости, целесообразно напомнить факты из ранних этапов истории создания самолетов — снарядов большой и межконтинентальной дальности.
"ЭКР" (проект) |
Межконтинентальные
крылатые ракеты
Идея создания крылатой ракеты дальнего действия родилась в Австрии в начале 1930-х годов, где был создан проект пилотируемого бомбардировщика-антипода Доктора Зенгера. Использование крылатой ракеты для доставки ядерного заряда на межконтинентальную дальность рассматривалось в конце 1940-х — начале 1950-х годов в СССР и США как одно из возможных направлений развития средств нападения. На уровне технологического развития того времени только беспилотный крылатый летательный аппарат мог доставить атомный заряд до территории противника на высотах и со скоростью, практически исключающих противодействие систем ПВО.
Первоначально исследовательские работы в СССР велись в ОКБ-1 НИИ-88 под руководством главного конструктора С. П.Королсваврамках темы “ЭКР” — экспериментальная крылатая ракета39′. Работы по теме начаты в 1951-1952 годах и выполнялись для проверки возможности создания сверхзвуковой крылатой ракеты межконтинентальной дальности. По Постановлению СМ от 13 февраля 1953 года была начата разработка двухступенчатой крылатой ракеты с дальностью полета 8000 км. ОКБ-1 поручались разработка, изготовление и летная отработка экспериментальной крылатой ракеты. Для сокращения сроков и стоимости разработки "ЭКР" предлагалось: использовать в качестве I ступени боевую баллистическую ракету P-11, II ступень — разработать с использованием прямоточного воздушно — реактивного двигателя. Для бортовой части системы управления крылатой ракеты предполагалось использовать астронавигационную систему разработки НИИ-88 (руководитель работ И. Лисович) и упрощенный вариант существовавшего самолетного автопилота. Ракету Р-11 для "ЭКР" доработали, изменили конструкцию хвостового отсека, стабилизаторов и рулевого агрегата.
На маршевом участке для "ЭКР" принималась траектория полета с постоянной высотой и скоростью. Постоянную скорость полета предполагалось поддерживать путем регулирования тяги ПВРД за счет изменения секундного расхода топлива. Отклонение по дальности в конце маршевого участка полета должно было составить ±25 км, а боковое — до 20 км при скорости ветра на трассе полета до 30 м/с. Вторую ступень "ЭКР” в ходе проведения летных испытаний предполагалось спасать после выполнения заданной программы с помощью парашютно-реактивной системы.
Эскизный проект "ЭКР" был утвержден С. П.Королевым 31 января 1953 года, после чего началась подготовка к передаче "ЭКР“ в производство. На самолете — летающей лаборатории с макетом астронавигационной системы провели десять полетов. После наземной отработки практически всех систем ракеты было решено отказаться от создания ЭКР и проведения ее ЛКИ. Ракета не изготовлялась, хотя рабочий проект комплекса был закончен в 1953 году39.
Ввиду занятости ОКБ-1 НИИ-88 работами по созданию и развитию боевых ракет Р-5 и Р-7 после выхода Постановления от 20 мая 1954 года тематику по крылатым ракетам дальнего действия передали в Министерство авиационной промышленности. К работам были привлечены ОКБ-301 главного конструктора С. А.Лавочкина и ОКБ-23 главного конструктора В. М.Мясищева. Постановлением СМ СССР от 20 мая 1954 года N957-409 задавалась разработка двух типов межконтинентальных самолетов-снарядов для поражения целей на территории США. Поисковая работа конструкторских коллективов получила наименование “КРМД” — крылатая ракета межконтинентальной дальности39.
Результаты темы “КРМД” были использованы при разработке комплексов с межконтинентальной крылатой ракетой “Буря” (изделие “350”, В-350, Ла-350) в ОКБ-301 и с МКР “Буран” (изделие “40”) — в ОКБ-23.
Ударные бес пи і тише и дистапционно-управ інсмьіе летательные аппараты
Эскизный проект “Бурн"12 «л*111 был выполнен в нвгусіе 1934 юла. Раке і и “350" проск піровлласі- по нормальной самолетной схеме с треу — юльным крылом с углом СфСЛОВИ I-
пост и по передмен кромке 701 ралусов н тонким сверхзвуковым профилем. Боевая часть размещалась в центральном геле свсрхзвукової о диффузора в носов н части корпуса. Нл ракеле были установлены юплнвные баки кольцевой формы, которые окружали канал воздуховода. Нл крестообразном хвостовом оперении были размещены аэродинамические рули. Смсгема управления находи лась в охлаждаемом огсске в передней верхней части фюзеляжа Датчики астронавт анионной системы закрывались жаропрочными плас і инами из кварцевого стекла. Инерциальная іглвнгаїїнопная система раксі ы разработана под руководством Г. Толс — тоусова. асл ронавіп анионная система — в ОКБ-165 под руководством Р. Г.Ча- чнкянл, приборный комплекс "Волхов” разрабатывался в НИИ-49. На конечном этапе полета ракета по
команд м системы наведения н авю — пнлола с высоты около 25 км пикировала па иель.
После рассмотрения заказчиком эскизный проскі раксі ы был доработан в 1955году, весбоевоїо заряда увеличи ні с 2,1 ю 2.35 тонны. Для первой ступени раксі ы "Буря" в ОКБ-2 і лавпого конструкю|)л А. М.Исаева с 1954 юіа разраба пава лея чстырех — камерпын ракетный двшатель с гурбонасоснон системой подачи лоплнва. Вскоре началось пзіоюв — эенне ст. эртвых ускорителен первой ступени на заводе №207.
Отработка аэродинамической схемыракстыпроволн шсьнаэксперимента панах стендах в ЦАГ’И и ЛИИ в натурных условиях на сбрасываемых с самолета маеппабных моделях длиной около 2 м (работы велись под руководством Е. Д.Ямпольскою)
Легно-констру к юрские испы-
тания ракеты “Буря” начались 31 июля 1957 года на ГЦП-4 (Капустин Яр). Первый пуск с наземной наводимой по азимуту стартовой установки (восьмиосная железнодорожная платформа, установленная на поворотной конструкции) состоялся I сентября 1957 года. При старте произошел преждевременный сброс газовых рулей, ракета через несколько секунд упала и взорвалась. Во втором пуске ракета взорвалась в полете на ЗI секунде, в третьем — на 63 секунде и в четвертом — на 81 секунде полета. Только 22 мая 1958 года в пятом пуске успешно прошла расцепка ступеней ракеты и был запушен маршевый СПВРД. Затем последовало три неудачных пуска. В девятом пуске — 28 декабря 1958 года — продолжительность полета составила 309 секунд. В десятом и одиннадцатом пусках ракета улетела на 1350 км при скорости 3300 км/ч и на 1760 км при скорости 3500 км/ч соответственно. В двенадцатом пуске на “Бурю” установили систему астронавигации, но он был неудачным. В тринадцатом пуске ракета была оснащена модернизированными ускорителями с двигателями С2.П50 и СПВРД РД — 0І2У с укороченной камерой сгорания, полет продолжался около 10
минут. При пуске 2 декабря 1959 года ракета, оснащенная системой астронавигации, пролетела 4000 км. Последний пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря I960 года. Полетным заданием после вертикального старта предполагался набор высоты 17000 м и полет с выходом на высоту около 25000 м над целью. При выходе в заданный район ракета пикировала на цель.
Всего изготовлено 19 ракет и произведено 18 (по другим данным 17) пусков, из которых 3 были аварийными. Работы по МКР “Буря” были прекращены Постановлением СМ СССР от 5 февраля I960 года N138-48 в связи с успешными испытаниями МБР Р-7, этим же Постановлением задавалось создание беспилотного разведчика на базе ракеты. Для этого выделялось пять остав-
шихся ракет “Буря”. Было проведено четыре пуска в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО “Даль”. Последний пуск “Бури” состоялся 16 декабря I960 года на полигоне Капустин Яр.
Параллельно с “Бурей” в ОКБ-ЗОI в 1955-1957 годах велось предэскизное проектирование крылатой ракеты с ядерным ПВРД.
Опытно-конструкторские работы по МКР “Бураи”15-42-52 начаты в ОКБ — 23 в апреле 1953 года и официально заданы Постановлением СМ СССР от 20 мая 1954 года. Главным конструктором по теме “40” (проект “40”) был назначен Г. Н.Назаров, ведущим конструктором — Д. Ф.Орочко, по маршевой ступени (“42”) ракеты — Г. Д.Дермичев, по ускорителям (“41”) — А. И.Злоказов.
Крылатая ракета “40" была спроектирована по нормальной самолетной схеме с треугольным крылом с углом стреловидности по передней кромке 70° и тонким сверхзвуковым профилем, корпус выполнен из титановых сплавов. Конструкция ракеты аналогична МКР “Буря”, но стартовый вес несколько больший, т. к. предполагалось разместить более мощную — тяжелую боевую часть, оснащенную взрывными устройствами контактного и дистанционного типа.
Система астрокоррекции для ракеты разработана под руководством Р. Г.Чачикяна. Двигатели первой ступени разработаны в ОКБ-456 главного конструктора В. П.Глушко.
Осенью 1957 года работы по ракете “40” были прекращены. До закрытия работ было изготовлено две ракеты “Буран” для проведения ЛКИ.
Полностью работы по теме “КРМД” были закрыты решением руководства страны (Н. С.Хрущева) в ноябре 1957 года после проведения успешных испытаний межконтинентальной ракеты Р-7 С. П.Королева, способной доставить ядерный заряд до территории США. Ракета Р-7 была признана более перспективной и надежной, средств и ресурсов для продолжения работ над несколькими носителями межконтинентальной дальности не было.